Skip to content Skip to footer

История Казанской духовной академии

История Казанской духовной академии начинается в 1797 — 1798 годах, когда двумя именными указами императора Павла I помимо двух существовавших духовных академий в Москве и в Киеве были учреждены ещё 2 новые — в Санкт-Петербурге и в Казани. Академия разместилась в стенах Казанской духовной семинарии на Воскресенской улице.

Академии предстояло готовить лиц высокого духовного звания, преподавателей семинарий, а также высококвалифицированных церковных ученых.

В 1818 году Святейший Правительствующий Синод принял решение исключить Казанскую из списка академий и перевести казанский учебный округ в ведение Московской академии.

С течением времени стало ясно, что окормление 15 губерний с их многочисленными учебными заведениями среднего звена для Московской академии было непосильным бременем.

Кроме того, на этой территории проживало огромное количество инородцев, придерживающихся иных религиозных исповеданий. Было ясно, что необходимо создание научного центра, направление работы которого тесно связано с изучением культуры и духовных традиций этих народов.

30 апреля 1842 года обер-прокурор Святейшего правительствующего Синода конфиденциальным письмом известил архиепископа Казанского и Свияжского Владимира (Ужинского) о том, что «для удобнейшего управления казанским учебно-духовным округом признано необходимым привести в исполнение прежнее предположение об учреждении в Казани особой духовной академии».

Реализация решения осложнилась тем, что во время пожара в Казани в августе 1842 г. погорело здание духовной семинарии. Из-за этого испытывался недостаток в учебных помещениях. Единственным местом, которое было пригодным для занятий, стали стены Спасо-Преображенского монастыря внутри крепости, а ректор и преподаватели разместились для проживания в Архиерейском доме.

В стенах монастыря учебные классы и жилые помещения академии располагались в течение 2 лет. В 1844 году количество учащихся заметно увеличилось и пришлось искать более просторные помещения. На протяжении следующих 4 лет академия размещалась в здании «Казанского Подворья» на Большой Проломной улице.

Вечно ютиться по углам Казанская духовная академия не могла, назрел вопрос о сооружении отдельного комплекса зданий. Уединенное и отдаленное от городской суеты место для строительства было выбрано на Арском Поле.

Торжественная закладка здания академии состоялась 8 мая 1845 года, а летом 1848 года оно уже начало использоваться.

Казанская духовная академия в 19 веке была одним из главных центров просвещения народов Урала, Сибири, Поволжья, Северного Кавказа и Дальнего Востока. Выпускники и преподаватели Казанской духовной академии совершали длительные и опасные путешествия, составляли первые грамматики и словари языков этих народов, часто не имевших на тот момент никакой письменности. Особое внимание в стенах академии  было отведено изучению ислама и буддизма..

Среди преподавателей академии были многие видные учёные, выпускники духовных академий, в том числе и Казанской, а также университетов. За период существования академии в её стенах преподавали знаменитые богословы, и ученые по разным специальностям.

Среди наиболее известных из них можно выделить следующие персоналии:

— историки Петр Васильевич Знаменский и Иван Михайлович Покровский;

— философ Виктор Иванович Несмелов;

— филологи Иван Яковлевич Порфирьев и Алексей Александрович Царевский;

Среди представителей Казанской духовной академии отдельное внимание заслуживают выдающихся исламоведы, миссионеры и этнографы: Гордий Семенович Саблуков, Николай Иванович Ильминский и протоиерей Евфимий Александрович Малов.

Более 50 выпускников академии достигли сана архиепископа и епископа. Многим из тех, кто окончил Казанскую духовную академию в 20 веке, архиерейский сан принёс тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди них: Августин (Беляев), Амфилохий (Скворцов), Гурий (Степанов), Иоасаф (Удалов), Иувеналий (Масловский) и многие другие.

Казанская духовная академия прославлена плодотворной переводческой и издательской деятельностью. Особого внимания достойна академическая библиотека, фонды которой насчитывали более 100 000 единиц хранения.

Большие потрясения академия претерпела в результате революции и гражданской войны.

Летом 1917 года главный корпус академии был отобран властями под предлогом размещения в нем эвакуированного Псковского кадетского корпуса, но вскоре там разместился госпиталь. До конца 1917 г. занятия продолжались в здании семинарии, а после ее закрытия — в помещениях библиотеки и на квартирах преподавателей, а также в монастырях Казани, где поселились студенты.

С начала 1918 года, после декрета ВЦИК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», академия утратила статус государственного учебного заведения, начались серьезные проблемы с финансированием, но она продолжала действовать.

В сентябре Казань была занята Красной Армией. Почти половина профессоров и значительная часть студентов ушли с отступавшими белыми, многие добровольно вступили в Народную армию.

До весны 1921 года академия существовала полулегально, с устного разрешения советских органов просвещения, получая денежные пособия только от высших органов церковного управления.

В марте 1921 года московские чекисты, надзиравшие за Патриархом Московским и всея России святителем Тихоном, обратили внимание властей Татарской АССР на существование в Казани «очага мракобесия». По указанию из Москвы власти Татарской АССР приняли меры к закрытию академии. В апреле того же года академия была закрыта, а ректор и 32 преподавателя арестованы.

Историческое здание Казанской духовной академии сохранилось до нашего времени и находится по адресу: улица Николая Ершова, дом 2. В настоящий момент здесь располагается университетская клиника Казанского федерального университета.

Артур Тумаков, краевед-исследователь, научный сотрудник храма Ярославских Чудотворцев г. Казани.

Храм Ярославских чудотворцев © 2024